Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Что такое Федеральный образовательный стандарт (ФГОС)?
Федеральные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании в РФ" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".
Какие требования выдвигает ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
-
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-
Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
-
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УДД (универсальные учебные действия). Для них предусмотрена отдельная программа - формирования универсальных учебных действий. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые консультации, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования. поисковые и научные исследования. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности:
-
модель дополнительного образования
-
модель "школы полного дня"
-
оптимизационная модель
-
инновационно-образовательная модель
На внеурочную деятельность школьников отводится 10 часов в неделю.