Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Что такое Федеральный образовательный стандарт (ФГОС)?
Федеральные образовательные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании в РФ" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".
Какие требования выдвигает ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
Что является отличительной особенностью стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются УДД (универсальные учебные действия). Для них предусмотрена отдельная программа - формирования универсальных учебных действий. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы задает деятельностный подход в образовательном процессе школы. Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий учащихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия, индивидуальные и групповые консультации, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования. поисковые и научные исследования. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Типы организационных моделей внеурочной деятельности: На внеурочную деятельность школьников отводится 10 часов в неделю.