В современных образовательных условиях необходимо организовать методическую работу, направленную на оказание реальной действенной помощи педагогам. Система организации работы с педагогическими кадрами способствует повышению профессиональной компетентности учителя на современном этапе развития образования. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующее в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, носящий повседневный характер. Роль методической работы значительно возрастает в условиях реализации комплексной программы модернизации российского образования в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы, формы обучения и воспитания.
Главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи учителям, классным руководителям в развитии их мастерства, т.к. методическая работа существенно влияет на качество, эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы школы. Исходя из анализа работы школы, данных мониторинга качества образования и социального заказа была определена методическая тема школы «Профессиональная деятельность педагога по формированию у учащихся базовых компетентностей, составляющих основу современных образовательных стандартов».
Методическая тема полностью согласуется с темой УО «Развитие системы образования столицы через совершенствование профессиональной компетентности педагогов и качественное образование и воспитание обучающихся». Методическая работа направлена на выполнение следующих задач и их реализацию через образовательную программу и учебно-воспитательный процесс:
- обеспечение непрерывности образования педагогических кадров через систему повышения квалификации;
- создание необходимых условий для реализации методической темы и образовательной программы школы;
- реализация программы развития школы в свете концепции модернизации образования;
- совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями.
Особое внимание уделялось внедрению в практику работы педагогов методик системного анализа деятельности учителей как средства достижения более высокого качества; воспитанию и развитию ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности, по сохранению и укреплению здоровья детей, повышению образовательного потенциала педагогов за счёт прохождения курсов повышения квалификации учителей, аттестации педагогических кадров. При планировании методической работы отбираются те формы, которые реально позволяли бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Для решения целей и задач в школе созданы следующие условия: составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения государственного стандарта образования; определена структура методической службы; организована работа школьных методических объединений по четким планам в соответствии с методической темой школы.
Содержание методической работы в школе включает в себя следующие направления деятельности:
- изучение нормативно-правовых документов органов образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- изучение новых педагогических технологий;
- изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания, проблем управления образовательным процессом;
- диагностику профессиональных запросов учителей;
- подготовку учителей к аттестации;
- курсовую переподготовку;
- работу в городских и школьных творческих группах;
- подготовку к участию в научно-практических конференциях;
- организацию и проведение теоретических семинаров, единых методических дней, городских и республиканских семинаров;
- мониторинг учебных достижений, определение ИКО(индекс качества обученности) ученика, класса;
- программно- методическое обеспечение образовательного процесса;
- работу по оснащению кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами;
- внеклассную работу по предметам;
- изучение передового педагогического опыта коллег.
Проводимая разнообразная методическая работа в школе способствует готовности педагогов к инновационной деятельности; повышению профессиональной компетенции учителей; повышению качества обучения школьников; конкурентноспособности школы среди образовательных учреждений города; мобильному управлению педагогическим коллективом школы; эффективному внедрению современных образовательных технологий (в том числе ИКТ); созданию здоровьесберегающей среды в образовательном процессе. Используя разноуровневый подход, а также на основе анализа и экспертизы педагогической деятельности педагогов, считаем, что сложившаяся в нашей школе система методической работы способствует профессиональному росту, творческой активности педагогов и показывает свою жизнеспособность.