Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
Профессиональное самопознание и самоопределение
Памятка для учащихся и их родителей
по выбору профессий
Выбирая профессии, важно:
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы мечта его сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей
Советы психолога родителям
Формула выбора профессии
СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ
1. Составить список подходящих профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
2. Составить перечень требований выбираемой профессии:
-
выбираемая профессия и будущий род занятий;
-
выбираемая профессия и жизненные ценности;
-
выбираемая профессия и жизненные цели;
-
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
-
выбираемая профессия и реальное трудоустройств по специальности;
-
желательный уровень проф. подготовки;
-
выбираемая профессия и мои склонности и способности;
-
желательные содержание, характер и условия работы.
3. Определить значимость каждого требования. Может быть, есть менее важные требования, которые по большому счету, можно и не учитывать.
4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
5. Подсчитать и проанализировать результаты. Какая профессия из списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
6. Проверить результаты. Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
7. Определить основные практические шаги к успеху. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность.
Современные профориентационные ресурсы для профессионального самоопределения школьников:
Сайт ГБУ ДПО «КРИРПО» http://www.krirpo.ru/ . Раздел новости – информация об образовательных мероприятиях центра профориентации и постинтернатного сопровождения
ПРОФориентир http://proforientir42.ru/ - профориентационный портал Кузбасса
Интернет-портал «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/ - профессии будущего
Всероссийский профориентационный портал - Траектория успеха https://www.mkgtu.ru/art/7721/
Профориентационный портал «Мой ориентир» http://мой-ориентир.рф/
Сайт «Профориентатор». http://www.proforientator.ru/tests
За собой http://xn--80acqkxbs.xn--p1ai/news электронная библиотека лучших практик по профориентации молодёжи
Навигатум https://www.navigatum.ru/ - игровые профориентационные материалы
Сайт «Методический кабинет профориентации. Резапкина Г. В.» http://metodkabi.net.ru/index.php?id
ПроеКТОриЯ http://proektoria.online/ - твой проект - твоя профессиональная траектория